Знакомьтесь: иппотерапия.
Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов.
Ребенок с нарушениями развития ограничен в своих связях с общественностью. Взаимодействие с окружающим миром затруднено не только и не столько вследствие ограниченных возможностей детей-инвалидов. Такие дети нередко сталкиваются со значительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство. Эта вынужденная изоляция зачастую причиняет не меньше страданий, чем заболевание, приведшее к инвалидности. Поэтому наряду с медицинской, профессиональной и другими традиционными видами реабилитации так важна работа по восстановлению социально-культурных связей. Интеграция в общество детей и молодежи с ограниченными возможностями эффективна, когда она опирается на способности инвалидов, на поддержание их достоинства.
Такие возможности для развития, самореализации, взаимодействия в коллективе предоставляет иппотерапия - специально организованные занятия по обучению детей с проблемами здоровья верховой езде. Метод иппотерапии замечателен тем, что создает уникальные условия одновременного и значительного позитивного воздействия на физический статус и психо-эмоциональную сферу пациента.
Предлагаемое краткое руководство по организации занятий лечебной верховой ездой знакомит читателей с практическим опытом работы в этой области. Безусловно, эта информация будет полезна тем, кто заинтересован в расширении "пространства жизни" детей-инвалидов. Иппотерапия - одна из реальных возможностей включения этих детей в социум.
Проблемы физических или умственных нарушений затрагиваются лишь постольку, поскольку понимание особенностей различных расстройств способствует более разумному и чуткому подходу инструктора и его помощников к детям-инвалидам. Такой подход обеспечивает максимальную пользу, приносимую верховой ездой.
Необходимо помнить, что всадник-инвалид не избавится от своего недуга, хотя с вашей помощью его страдания и проблемы могут стать легче. Учет всех трудностей и ограничений, сопровождающих конкретное нарушение, позволит успешнее добиваться самостоятельности ребенка в верховой езде.
Основные правила
- верховая езда должна приносить пользу, в том числе эмоциональное удовлетворение; - не следует ожидать обязательного улучшения физического состояния, хотя такое улучшение возможно; улучшение физического состояния не должно служить единственным критерием оценки приносимой пользы; - нельзя подвергать всадника излишнему риску; - в ходе занятий верховой ездой необходимо воспитывать доброе и заботливое отношение ребенка к лошади.
Польза, приносимая верховой ездой
Уровень самостоятельности в овладении ребенком верховой ездой зависит от характера и степени выраженности нарушения развития. Но успех в достижении цели, поставленной инструктором или самим всадником, всегда приносит радость. Тогда у всадника будет крепнуть вера в себя. Надо только следить, чтобы поставленные цели были реально достижимы. Таким образом, верховая езда может приносить удовлетворение всадникам с нарушениями развития любой степени тяжести. Верховая езда улучшает кровообращение, что способствует хорошему самочувствию. Это особенно важно для тех, кто прикован к инвалидному креслу.
У детей, приходящих на занятия верховой ездой, встречаются как физические, так и психические нарушения. Часто встречается сочетание у одного ребенка нескольких видов нарушений. Ниже приводится краткий перечень наиболее часто встречающихся нарушений, их характеристика и практические рекомендации для инструкторов и их помощников. Названия нарушений расположены в алфавитном порядке.
Перечень заболеваний
Атаксия
Атаксия - это тяжелое нарушение координации движений. Может проявляться в неустойчивой, шатающейся походке. Атаксия сопутствует многим заболеваниям: детскому церебральному парличу, рассеянному склерозу. Такое нарушение может являться осложнением после приема определенных лекарств, например, тех, которые даются при эпилепсии. Зачастую у страдающих атаксией наблюдается тремор рук. Неустойчивая походка развивает чувство незащищенности из-за постоянного страха упасть.
Аутизм
"У этого ребенка аутизм", - говорят о красивом, изящном мальчике, поведение которого непредсказуемо. Он как будто не слышит, когда к нему обращаются - он живет в своем собственном мире.
Аутичные дети крайне отгорожены от всего внешнего, не могут устанавливать полноценные отношения с окружающими их людьми. Они недостаточно используют речь как средство общения. Больше половины детей с аутизмом страдают умственной отсталостью. У многих из них наблюдаются повторяемые (стереотипные) игры и движения. Часто встречаются необоснованные страхи (фобии) - боязнь воды, незнакомых людей, животных, высоты.
Такие дети с удовольствием занимаются физически активной деятельностью, когда не требуется использования речи. Многие обучаемы путем подражания. Нужно много терпения, чтобы помочь таким детям отучиться от повторяемых, неосмысленных движений, побороть страхи. Бывает, что ребенку неприятно, если до него дотрагиваются. Но когда на отрешенном до этого лице аутичного ребенка вдруг появится выражение радости от того, что он сидит в седле и скачет на лошади - каким замечательным делом покажется верховая езда!
Афазия
Этим термином обозначаются расстройства речевой деятельности, связанные с локальными поражениями мозга. Бывает, что ребенок слышит обращенную к нему речь, но не понимает ее, с трудом пользуется собственной речью. При другом виде афазии нарушены речедвигательные рефлексы, поэтому ребенок вообще не может овладеть речью. Имитировать движения ребенок с афазией в состоянии.
Гидроцефалия
Заболевание головного мозга вследствие избыточного количества в нем спинномозговой жидкости. Для детей с гидроцефалией характерно нарушение познавательной деятельности, умственной работоспособности, нарушение моторики и всей личности в целом. У этих детей наблюдается повышенная утомляемость. Механическая память развита хорошо, но при этом многие дети не способны запоминать инструкции, контролировать свою деятельность. Настроение неустойчивое, часто неадекватно приподнятое, на этом фоне могут развиваться приступы гнева, агрессии, общего возбуждения. При некоторых видах гидроцефалии проводятся операции для облегчения оттока жидкости из головного мозга в другие части тела при помощи специальной трубочки. Трубочка вводится под кожу головы, ее легко нащупать над правым ухом.
Детский церебральный паралич
ДЦП - тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Ребенок плохо управляет собственными руками и ногами, они могут находиться в постоянном, иногда хаотическом движении. Конечности поражаются в любой комбинации.
Наиболее распространены следующие виды: Одностороннее поражение (гемиплегия). Поражены обе ноги (диплегия). Поражены и руки, и ноги (тетраплегия).
Может быть нарушена иннервация мышц шеи, грудной клетки, артикуляционного аппарата, а также глазных и глотательных мышц. Таким образом, у человека, страдающего церебральным параличем, поражена вся двигательная система в целом. Интеллект может быть как нормальный, так и сниженный, но и в том, и в другом случае общение затруднено.
Проанализируйте, как много движений мы совершаем автоматически, не задумываясь: дышим, глотаем, бегаем, смеемся, и т.д. Как бы автоматически осуществляются и более сложные виды деятельности - разговор, вязание, вождение машины.
Ребенку с поражением центральной нервной системы приходится прилагать огромные усилия, чтобы выполнить даже самые простые движения. Его жизнь - постоянная борьба, и приобретение любого умения - огромное для него достижение.
Задержка психического развития
Это нарушение развития встречается довольно часто и имеет самые различные проявления.
Основные черты детей с задержкой психического развития: Интеллектуальное развитие часто в незначительной степени снижено, не соответствует возрасту. Речь обеднена, понимание сложных инструкций нарушено. Такой ребенок с трудом концентрирует внимание. Память его ослаблена. Часто отмечается моторная неловкость (неуклюжесть). Ребенок неспособен длительное время удерживать определенное положение, ему трудно сохранять равновесие, сложно выполнить задание по подражанию. Иногда это дети "без тормозов", гиперактивные, у них отсутствует чувство опасности и в седле, и на земле. Такие дети часто имеют и неврозоподобные расстройтсва. Они впадают в отчаяние из-за того, что не могут добиться успеха, у них случаются бурные взрывы протеста. Вид у таких детей часто вполне нормальный, они ко всему проявляют интерес. И этот нормальный вид - их главная беда, поскольку неопытный инструктор требует от них слишком много. Эти завышенные требования и бывают причиной уныния и потери веры в себя. Таких детей часто обвиняют в упрямстве и невнимательности.
Зрения потеря
Слепота бывает врожденной, но зрение может быть утрачено и в результате болезни или несчастного случая. В таком случае нужно учитывать возраст, в котором произошла потеря зрения, а также характер этого процесса: стремительность или постепенность. Когда зрение утрачивается постепенно, у человека есть время приспособиться к незрячей жизни.
Потеря зрения бывает полной или частичной. Частичная потеря зрения имеет разновидности, которые определяют своеобразие восприятия слабовидящими окружающего мира. Например, ребенок видит расплывчатые очертания предметов; или его глаз находится в постоянном движении, отчего окружающие предметы не стоят на месте; может быть утрачено только левое или правое зрение; зрение может быть точечным, когда видны только те предметы, которые находятся прямо впереди.
Люди с нарушениями зрения испытывают трудности передвижения, но при этом у них может быть развита способность определять расстояние по звуку голосов и другим звукам. Большую роль играет эхо, звуки транспорта и т.п. Передвигаться в шумном пространстве незрячему легче, чем в тишине.
Крови заболевания (лейкемия, гемофилия и др.)
Существуют заболевания крови, для которых характерны обильные кровотечения - внутренние или наружные. Внутреннее кровотечение в мышцы сопровождается появлением синяков. Для появления наружного кровотечения достаточно небольшого пореза. На некоторых стадиях лейкемии такие кровотечения опасны для жизни.
Одна из наиболее известных болезней крови - гемофилия, она бывает только у мальчиков. При этой болезни даже самый легкий удар может вызвать обильное внутреннее кровотечение с образованием обширных синяков, а любая ранка будет долго кровоточить, если не принять специальные меры. Более серьезная травма может вызвать кровотечение в сустав, что часто приводит к неизлечимому повреждению. Поэтому детям, страдающим гемофилией, нельзя участвовать в шумных играх и потасовках, что так любят мальчишки всего мира.
Заболевания крови редки. Детям, страдающим этими заболеваниями, лучше воздержаться от занятий верховой ездой.
Менингомиелоцеле
Один из каждых шестисот младенцев рождается с недоразвитием позвоночного канала, которое называется spina Bifida или менингомиелоцеле. Многим детям с таким дефектом показано хирургическое вмешательство, но так или иначе слабость нижней части тела различной степени остается на всю жизнь.
Позвоночник при spina Bifida часто искривлен, ноги могут быть полностью или частично парализованы. При этом возможно снижение чувствительности ног к боли, давлению, холодным и горячим прикосновениям. Кости зачастую хрупкие. Верховая езда укрепляет мышцы спины и живота, а это в свою очередь помогает детям держать равновесие и облегчает ходьбу. Иногда для облегчения ходьбы такие дети носят металлические ортезы, прикрепленные к ботинкам. Ортезы бывают короткие (до колен) и длинные (во всю длину ноги, они держатся на ремнях, опоясывающих талию). Физиотерапевт посоветует, нужно ли ребенку заниматься верховой ездой в ортезах, или их можно снять.
Многие дети с парализованными ногами часто испытывают трудности с опорожнением мочевого пузыря и кишечника. Некоторые носят специальные приспособления, другие контролируют свои отправления, но, случается, контроль подводит. Иногда такие дети наделены высоким интеллектом, хотя встречается и снижение умственных способностей. Многие любят беседовать, приветливы, стремятся к самостоятельности.
Поставьте себя на место ребенка, страдающего таким недугом, представьте, что вам пришлось пережить много болезненных операций. Обыкновенная ходьба требует от вас огромных усилий или вообще невозможна. Очень трудно одеваться. Вас подстерегают различные опасности, от которых вы должны быть надежно защищены. Из-за инвалидного кресла вы ниже всех ростом. Вы не можете без помощи подняться по лестнице, забраться в ванну, сесть на унитаз. А теперь подумайте о преимуществах, которые дает верховая езда: свобода, высота лошади, покрытое овчиной седло. Какое удовольствие править лошадью, чувствуя под собой четыре крепкие ноги! А первый, пусть невысокий, прыжок, первый галоп!
Да, при надлежащем надзоре верховая езда может принести много радости детям, которые столько страдали и так редко бывают счастливы.
Мышечная дистрофия
Существуют различные виды этого заболевания. Мышечная дистрофия может быть выражена как в более слабой форме, так и в очень тяжелой. Одни формы болезни не прогрессируют, другие дают отрицательную динамику, некоторые поражают только мальчиков.
Причина этой болезни не в поражении центральной нервной системы, как при детском церебральном парличе. При мышечной дистрофии поражены самы мышцы, они становятся очень слабыми, легко устают, хотя бывает, что внешне они остаются крепкими и сильными.
У людей с мышечной дистрофией часто затруднена ходьба. Некоторые ходят с помощью костылей, ездят в машинах для инвалидов, другие передвигаются в инвалидных креслах. Верховая езда дает выход энергии и удовлетворяет потребность в движении.
Отсутствие конечностей
Детей с протезами конечностей верховая езда особенно радует, так как они обретают недоступную обычно свободу движения. У каждого такого ребенка свои проблемы, поэтому необходима предварительная консультация с физиотерапевтом, который посоветует, как с ними справляться. Если инструктор последует этим рекомендациям, всадник будет чувствовать себя уверенно, у него окрепнет вера в свои физические возможности.
Полиомиелит
Слава Богу, благодаря иммунизации полиомиелит уходит в прошлое. Мы все надеемся, что он вскоре совсем исчезнет. Эта опасная болезнь с тяжелыми последствиями была когда-то довольно распространена. Осложнения, как правило, проявлялись либо в виде полной неподвижности, либо в парализации конечностей. Сейчас все еще много взрослых, страдающих от последствий этой болезни. Парализованные конечности полностью безжизненны, и никакие упражнения не могут возродить утраченную мышцами силу. Последствия болезни неизлечимы.
Проблемы поведения (девиантное поведение)
К этой группе относятся дети, особенно мальчики, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм. Это так называемые неуправляемые дети. Вне зависимости от состояния интеллекта (он может быть и высоким, и сниженным) они чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Прежде всего такой ребенок не в ладах с самим собой, он чувствует себя несчастным, ощущает глубокое уныние, упадок духа, у него бывают приступы дурного настроения. Девиантное поведение может быть попыткой привлечь к себе внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Такие дети могут обучаться в специальных школах, где их поведение шадяще корректируется специально обученным персоналом.
Рассеянный склероз
При этом заболевании самые разные нервы перестают передавать мышцам сигналы, идущие от головного мозга; рассеянный склероз поражает взрослых и проявляется в многочисленных расстройствах. Среди его симптомов - затрудненная ходьба, слабость и неловкие движения конечностей, могут быть поражены речь и зрение.
Потеря слуха
Потеря слуха может быть врожденной или приобретенной. По степени выраженности различают: 1) полную; 2) частичную; 3) перемежающуюся (периодическую) потерю слуха. У ребенка, потерявшего слух, может развиться неправильное мировосприятие и чувство одиночества. Тяжесть этого недуга усугубляется тем, что глухота не распознается мгновенно, и ребенок не сразу получает необходимые ему понимание и участие. Глухие дети могут быть гиперактивными, малоуправляемыми и при этом несчастными. При обучении их верховой езде наиболее эффективно использование метода подражания.
Умственная отсталость
Интеллектуальная недостаточность обусловлена внутриутробным недоразвитием мозга или его поражением в первые три года жизни. У некоторых детей с умственной отсталостью имеются ярко выраженные внешние признаки (например, болезнь Дауна). В иных случаях никаких внешних особенностей нет.
Для умственно отсталых детей характерно следующее: Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений. Мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия. Все виды деятельности и поведения людей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким людям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих. Дети с умственной отсталостью обучаются медленно, нуждаются в многократном повторении. За такими детьми необходим особый присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий. Умственно отсталые дети часто замечают, что их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда компенсирует эту травмирующую ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно.
Эпилепсия
Человек, страдающий эпилепсией, подвержен припадкам. Эпилептический припадок - результат того, что мозг время от времени перестает нормально функционировать; припадок может сопровождаться выключением сознания, при этом часто развиваются сильные судорожные движения. Припадок может иметь вид так называемых "абсансов", когда судороги не возникают. Человек на мгновение отключается, внешне это проявляется вздрагиванием век или конечностей. Во время абсансов больной, как правило, не падает, и даже может продолжать двигаться (абсанс с автоматизмами). Однако при этом больные остаются глубоко дезориентированными (например, автоматически управляя автомобилем, не обращают внимания на сигналы светофора). Развернутые припадки могут начинаться с характерного "эпилептического" крика. Больной падает, возникают судороги. Затем сознание возвращается; весь припадок, как правило, длится несколько минут. Стадия возвращения в сознание может быть короткой, тогда нормальная активность восстанавливается очень быстро. Но некоторые люди чувствуют после припадка головную боль, сонливость, тошноту и некоторую спутанность сознания.
Эпилепсия - серьезная болезнь. При работе с ребенком, страдающим эпилептическими припадками, нужно учитывать, что припадок может случиться в любое время, создавая неудобство для окружающих. Во время припадка человек может получить травму. Лекарства, которые принимают больные эпилепсией, дают неприятные побочные последствия, такие как головокружение, нетвердая походка.
Эпилепсия часто налагает ограничения на весь режим жизни. Нередко бывают исключены такие увлекательные занятия, как плавание, езда на велосипеде, верховая езда. Дети очень этим тяготятся. Особенно им досаждает постоянная опека со стороны взрослых. Ребенку-эпилептику трудно учиться. Слабые успехи в школе его огорчают, лишают веры в себя.
Такой ребенок особенно нуждается в занятии, которое поднимало бы его дух. Таким занятием может быть верховая езда, она учит добиваться успехов и побеждать.
Заключение
Для каждого всадника необходимо выработать наиболее эффективный подход. Если он найден и применяется, это обязательно приведет к успеху, и помощник получит от работы огромное удовлетворение.
Надо следить, чтобы лошади хорошо содержались, тогда они будут охотно выполнять то, что от них требуют. Не жалейте времени на уход за ними, следите за их здоровьем и постоянно тренируйте. Ведь именно им принадлежит главная роль в обучении всадников-инвалидов верховой езде. Всадника должно радовать общение со своей лошадью.
|